Противоречивый федеральный перечень учебников на 2016-2017 год
От правильного и полноценного образования детей зависит будущее всей страны, поэтому к выбору учебников следует подходить со всей ответственностью. Не только количество, но и качество преподаваемых предметов вносит свою лепту в формирование личности, которая в будущем займет достойное место среди прочих граждан в обществе. Поэтому раз в 3 года Минобразования и науки утверждаются необходимые учебники для школьной программы.
Соответствующий Приказ вышел в конце марта 2014 года под порядковым номером 253. Им утверждается федеральный список учебников, выделенных среди прочих Минобразования и науки для использования в учреждениях общего образования различного уровня обучения.
Информационные письма, содержащие суть Приказа, получены всеми региональными органами исполнительной власти, управляющие образованием и пользованием учебными пособиями, которые составляют федеральный перечень учебников на 2016-2017 год. Приказ предусматривает бесплатное обеспечение учеников в различных общеобразовательных заведениях необходимыми книгами, а также на комплектации библиотек при школах.
Новый порядок согласования включил в список литературу, которая рекомендована на основе ряда экспертиз, включая:региональную;
этнокультурную;
общественную;
научную;
педагогическую.
И только после положительного заключения различных экспертов Министерством был утвержден весь список.
Но, несмотря на мнение знающих лиц, многие преподаватели выразили недовольство, увидев федеральный перечень учебников 2016-2017. К примеру, учебники русского языка для среднего образования, которые разработали Львов В. В. и Львова С. И. до недавнего времени считались одним из лучших предметно-методическим пособий, но в этот раз исчезли из списка.
В установленной версии нет также большинства признанных прежде учебных пособий от издательств «Мнемозин», «Титул» и «Баласс», не найти и ряда авторов, по которым уже велась (и довольно успешно) школьная программа.
Все, что могут на текущий момент сделать издательства, это направить свои учебники на рассмотрение для последующего включения их в очередной перечень.
Но это событие произойдет не раньше 2017 года, поэтому список учебников на 2016-2017 год останется без изменений. По мнению учителей, востребованные прежде линии исключены из перечня противозаконно и без подтверждающей базы, но высказывать претензии можно лишь на специальном Едином портале, где публикуют учебные проекты.
А почему исчезли учебные пособия, которые более чем удовлетворяют представленным требованиям, вряд ли получится узнать. Главное изменение касается не столько качества содержания списка, сколько количества единиц в нем: перечень учебников 2016-2017 год сократился практически вполовину. А по-настоящему неприятным ограничением стал указ Минобразования на запрет использования учебников, отсутствующих в согласованном списке.
До этого года подобные ограничения не вводились, оставляя последнее слово за преподавательским составом. Руководство каждой отдельно взятой школы могло ознакомиться со списком, взять его на вооружение, но продолжать обучение по уже имеющимся пособиям. Без таких дополнений были бы действительно рекомендуемые учебники на 2016-2017, что сейчас выглядит больше, как утвержденная литература.
Негодование преподавателей вполне обосновано, ведь обучение придется перекраивать на новый лад, предварительно ознакомившись с очередными методиками. И 3 года не такой уж большой срок, чтобы кардинально менять стиль обучения и предметную линию. Конечно, на выбор предлагаются учебники на 2016-2017 год минимум по два на один предмет, но от привычных придется отказаться.
Все изменения произошли после выхода закона «Об образовании», который внес коррективы в порядок формирования списка учебников. Количество необходимых экспертиз заметно увеличилось, и появилась возможность исключать ту или иную предметно-методическую линию, которая вполне могла пополнить
перечень допущенных учебников 2016-2017 хотя бы потому, что уже заняла прочное место в процессе обучения.