Повышение зарплаты преподавателей вузов в 2018 году в России
Недавно в северной столице прошел форум «Развитие высшего образования». Его посетил премьер страны. Участники форму обсуждали проблемы российского образования, о том, как вернуть ему лидирующие позиции в мире. Тем более, проблемы образовательного процесса (в том числе и высшего) вошли в список приоритетных задач, которые государство поставило перед собой.
На встрече рассматривали множество вопросов касаемых обучения в учебных заведениях. В том числе и вопрос стимулирования состава преподавателей.
Это трансформировалось в вопрос, который участники форума задали Медведеву: повысят ли зарплату преподавателям вузов в 2018 году.Необходимо отметить, что данный вопрос поднимался Президентом задолго до этого форума. Тогда обсуждался задача о необходимости формирования дополнительных резервов для повышения преподавательских окладов в будущем. Этот момент решался посредством целевых субсидий, кроме того, высшие учебные заведения должны решать сей вопрос и собственными силами.
Минобрнауки уже заявил о том, что повышение зарплаты преподавателей вузов в 2018 году в России составит не менее 200%. Кроме того,
глава финансового департамента Андрей Зарубин представил и объемы средств, заложенных на повышение зарплат преподавателям по годам:
- 2017 год – 17.9 млрд.;
- 2018 год - 33.4 млрд.;
- 2019 год – 36.9 млрд.
Это позволяет сделать вывод о том, что повышение будет происходить поэтапно, а не единоразово. Дополнительные средства будут выделены на повышение окладов научным сотрудникам.
Из встреч Медведева с вузовским сообществом
Вопросы, в которых затрагивалась предстоящая индексация окладов преподавателей вузов на 2018 год, обсуждались Дмитрием Медведевым с руководителями вузовского сообщества на вышеозначенном форуме. Учитывая тот факт, что образовательный процесс включен в перечень приоритетных направлений государственной политики и проектов. При этом основной упор сделан именно на высшую школу. Обсуждая вопросы повышения качества образования, отмечалась и необходимость стимулирования научных сотрудников.
Статистку зарплат своего ВУЗа привела Анастасия Никитаева – один из профессоров Южного федерального университета, отметив, что посредством системы стимулирования, используемой в университете, оплата труда профессора составляет около 42 тысяч, а ассистента доведена до 15 тысяч. Средняя же у профессорского состава «вышки» составляет на данное время порядка 30 000 рублей. Руководители российских ВУЗов отмечают, что базовая окладная часть не обеспечивает достойной оплаты труда. Обесценилась оплата труда еще и на фоне изменений котировок рубля и доллара, что делает свежие новости о том, что произойдет увеличение заработной платы преподавателей вузов в 2018 году еще более ожидаемыми.Что касается размеров базовых ставок, то категория преподавателей, имеющих ученые степени кандидат, доцент, получают оклад не более 10 тысяч, конечно, к ним насчитываются премии, доплаты, коэффициенты. Что касается зарплаты в 40-50 тысяч, то ее преподаватель сможет заработать, если возьмет на себя дополнительные часы, научные проекты, общественную работу. Одним словом, увеличит и без того достаточный объем работы. При таком положении вещей говорить о качестве образовательной и научной деятельности говорить достаточно сложно.
Сколько получают ректоры и деканы
Зарплата декана факультета зависит от зарплаты ректора, а его доход зависит от масштабности ВУЗа. В целом, он варьируется от 100 до 300 тысяч. Максимальный доход может достигать и 1 миллиона рублей. Но ректорам и деканам также приходится совмещать административное управление с преподаванием. Кроме того, вышеперечисленные суммы – это усредненные показатели. Фактически, зарплата ректора ВУЗа может достигать 60-70 тысяч рублей, а декана факультета до 55 тысяч.
В качестве наглядного примера можно привести данные Санкт-Петербургского университета:
- заведующий кафедры -54 тысячи;
- преподаватель (кандидат наук) – 14 000 (за преподавание).
По сути, зарплата преподавателей университетов перестала отличаться от зарплаты школьных учителей. Таким образом, аспирантура, написание научных работ и кандидатских теряет свою актуальность и значимость. При таком стимулировании российская наука рискует потерять преподавателей высшей квалификации и вообще лишиться высшей школы, как государственного института. Вопрос об этом поднимался на многих форумах, где обсуждались проблемы образовательного процесса общероссийского масштаба. Обсуждалась заработная плата для преподавателей вузов в 2018 году и на совещаниях Кабинета Министров. Чем рискуем и чего ожидать в 2018 году
Определенный отпечаток на сложившуюся ситуацию накладывает работа коммерческих институтов. Преподающие в них учителя получают зарплаты на порядок выше. Но легкость поступления в коммерческий ВУЗ обеспечивает большой приток студентов на платное обучение, дополнительные курсы, дистанционное обучение и прочие подобные программы, по сути, не обеспечивающее получение полного объема знаний и дающие право сомневаться в их качестве – большой минус для государства. Стоит вспомнить сравнительно недавно сложившуюся ситуацию с недействительными дипломами и «липовыми» специалистами. Коммерческая основа получения знаний не оправдала себя. Если говорить о коммерческой составляющей государственных ВУЗов, то систематические проверки качества знаний, аккредитации, а также необходимость поддерживать репутацию не дают университетам право давать некачественное образование и не требовать знаний даже со студента-платника.
На этом фоне повышение зарплаты преподавателям вузов 2018 в России, последние новости о которых публикуются все чаще, приобретают особенную актуальность. В итоге, по прогнозам аналитиков и граждан, работающих в сфере образования, общество рискует утратить образованных людей, как класс, в принципе, что не может не отразиться на качестве тех специалистов, которые придут на смену. Ведь университетами готовятся не только учителя, а еще врачи, инженеры и множество других специальностей, от чьей деятельности напрямую зависит наше здоровье и существование. Ужасающим кажется и разговор о том, что будет сокращение преподавателей вузов в 2018 году. Это даже на взгляд обычного обывателя не правильно и бессмысленно.
Преподавательская группа многих университетов сегодня – это профессоры с огромным стажем научно-исследовательской и преподавательской работы. Фактически, российскому образованию жизненно важно готовить им смену.Молодежь утратила интерес к образованию в целом, включая университетское. Оно утратило для нее свою значимость и авторитет. Привычную «вышку» заменили краткосрочные спецкурсы менеджеров, тренинги, коучинги – и все то, что к высшему образованию имеет опосредованное отношение, фактически подменяя собой полноценный комплекс специальных знаний в рамках профессиональной компетенции. К слову сказать, многочисленные свидетельства, выдаваемые на курсах и тренингах, для современного работодателя стали иметь преимущественное значение, нежели государственный диплом, подтверждающий специальность.