Какой будет налог на воду в 2018 году в России?
Повышение налоговой нагрузки напрямую связано с образовавшимся дефицитом государственного бюджета. Всего в России взимается 8 разных видов налогов. Начиная с 2016 года в рамках внедрения новой системы налогообложения, ведутся разговоры о предстоящих повышениях налогов. В частности, упоминалось о росте сбора, связанного с использованием водных ресурсов. Сегодня также нередко задается вопрос о том, какой будет налог на воду в 2018 году в России? Момент повышения данного налогового сбора интересен не простому обывателю, а лишь тем категориям налогоплательщиков, которые в силу закона и профессиональной деятельности обязаны его уплачивать.
Кто платит налоги на воду, и каковы последствия его повышения?
Повышение налоговой нагрузки автоматически ведет к росту потребительских цен в определенных сегментах рынка. Для полного понимания того, к чему приведет повышение ставки налога на воду в 2018 году, следует разобраться с категорией плательщиков данного вида сбора и сферы их деятельности.
Так, согласно нормам действующего налогового законодательства, данный вид налогового сбора обязаны оплачивать следующие категории налогоплательщиков:
- предприятия, производящие забор воды из водоемов;
- компании, в силу сферы деятельности, пользующиеся водной акваторией;
- гидроэлектростанции, использующие водные ресурсы с целью получения энергоресурса;
- компании, использующие водоемы для лесосплава.
Так, в рамках реформирования налогового режима, предлагается увеличить в России налог на воду в 2018 г для данных категорий налогоплательщиков. Можно предположить, что такая норма не может не отразиться на стоимости воды в рамках оплаты коммунальных услуг. Водоканал, поставляющий водный ресурс по закону оплачивает и соответствующий сбор, в силу чего в следующем году, собственники квартир могут получить повышение тарифов на воду.
Таким образом, следствием роста водных налоговых сборов станет повышение соответствующих коммунальных тарифов. Следующий момент, который также не следует сбрасывать со счетов – это электроэнергия. Так, ГЭС, установленные на крупных водоемах и обеспечивающие энергией, также после повышения водного налога обязательно включат его в стоимость тарифа, что приведет к его увеличению.
Послабления налогового сбора на воду предусмотрены лишь для небольшого перечня организаций, использующих водный ресурс в общественно полезных целях.
Так, освобождение от водного налога предусмотрено в следующих случаях:
- если забор воды осуществляется в целях тушения пожаров;
- для полива пахотных угодий;
- для обеспечения целей здравоохранения;
- при необходимости обеспечения обороноспособности государства;
- для животноводческих хозяйств.
В этих ситуациях и в ряде других подобных случаях при сборе воды из водоемов и акваторий налогом не облагается. Примечательно, что налог на воду 2018 на это перечень целей также не распространится.
Расчет водного налога и его базовая ставка
Говорить о резком и значительном росте налогового сбора за использование водных ресурсов было бы несправедливо.
В последнее время налоговая ставка изменилась следующим образом:
- в 2015 году сумма сбора составила 81 рубль за тысячу кубометров;
- в 2016 году – 93 руб. за тысячу кубов;
- в 2017 – 107 руб.
В итоге в денежном выражении рост налога на воду составил 12-13 руб., что в процентном соотношении привело к росту не более чем на 15 %. Можно предположить, что ставка налога на воду в 2018 году возрастет в этих же пределах, а налог в итоге составит 120 рублей за тысячу кубов.
Ожидается ли повышение налога на воду в 2018 году?
Так, если в текущем году повышение налога на использование водных ресурсов уже произошло, то о его увеличении в 2018 году разговоры ведутся только в кулуарах. Официальных заявлений о его повышении пока не сделано. Отмечается, что рост налоговых сборов может спровоцировать рост тарифов и потребительских цен, что на фоне кризиса и снижения доходов граждан нежелательно. При этом обсуждения того, насколько в России в 2018 году вырастет налог на воду, продолжают вестись в рамках необходимости экономии водных ресурсов и обеспечения за счет собранных налоговых выплат обеспечения экологической безопасности.
Рассматривая вопрос налогообложения через призму экологических проблем, вопрос о повышении базовой ставки сборов за использование водных ресурсов выглядит иначе. Так, не следует забывать о том, что водоемы – это основа рыбного хозяйства в стране, суходоходства и речных перевозок, учреждений здравоохранения – детских лагерей, профлакториев, расположенных вблизи минеральных и термальных источников, а также туристического сегмента в целом.
Оставляет желать лучшего и экологическая обстановка и состояние ряда крупных водоемов, некогда являвшихся гордостью государства и национальным достоянием.